Надпись над хедером

Официальный сайт мордово-карайского муниципального образования романовского района саратовской области

Виджет жалоб

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«Земли родной минувшая судьба»

«Земли родной минувшая судьба»

М. Карай«Славное прошлое нашей Родины,
нашего села, как родник, вспоивший нас,
нашу силу, ум, богатство, - священно для нас».

Из истории сёл Мордовокарайского муниципального образования

(составлено по материалам альбомов из краеведческого школьного музея, библиотеки с.Бык, библиотеки с.Мордовский Карай)

Родной край

Здравствуй, край ты мой родной,
Ты невзрачный и простой,
Но в тебе есть столько страсти!
И в погоду, и в ненастье
Я любуюсь видом дивным

И для города завидным:
Воздух чистый, пахнет сеном,
Лес и речка – всё на смену
Городским травящим газам
И дорогам шумным – трассам.

Я люблю твои просторы,
Твою речку, бор сосновый,
Твой заборчик перед садом,
И своим берёзкам рада.

Здесь мне дышится легко,
Здесь просторно и свежо,
Здесь рождаются стихи,
Что задорны и легки.  

Терещенко Настявыпускница МОУ Мордовокарайская сош

         До XVII века огромные земли по рекам Хопёр и Карай не были заселены. Они были заняты огромными массивами смешанных лесов и болотами. После разгрома восстания Булавина начались жестокие расправы. Массами люди бежали в глухие места для спасения. Так появились в лесах и на болотах реки Карай первые поселения. По рассказам пожилых жителей, село Мордовский Край основано более трёхсот лет назад. На берегу реки  на месте бывшего сепаратного пункта поселилась семья одного мордвина, а потом явился целый посёлок из мордвы. Именно поэтому первая часть названия села - Мордовский.
     Откуда же произошла вторая часть названия? Есть несколько версий ответа на этот вопрос. Некоторые считают, что это, когда - то глухое место служило местом для ссылки преступников. За большое преступление ссылали на «безводие». На место нынешнего села Большой Карай, которое также расположено на территории Романовского района. За меньшее преступление давалась меньшая «кара» - преступников ссылали на место нынешнего Мордовского Карая. Возможно, именно отсюда произошёл другой вариант названия села, который распространился в народе (неофициальный) - Малый Карай. Другие предполагают, что название скорее всего произошло от названия реки Карай (от мордовского «кара», что значит тёмный, чёрный).
Вода реки из- за глубины русла, вязов и других деревьев кажется чёрной и очень таинственной. По утверждению  пожилых людей , село Мордовский Карай  основано более трёхсот лет назад, ссылаясь на строительство церквей, в которых участвовали их деды и прадеды. Аленькина У.И., 1880 г.р., указывает точную дату - 1613 г, но больше этого никто не подтвердил.  Точная дата основания села не установлена. Но предполагается – конец 17 века. Многие подтверждали, что место расположения современного села ко времени заселения было покрыто огромными дубами и болотами, где водилось много диких коз, одна из улиц на месте бывших болот называется Козинка (Пионерская). Церковь св. Архангела построена была из огромных дубов, которые рубили на месте.
     Первоначально источником жизни были скотоводство, рыбная ловля, охота, собирательство. Плодородные земли использовались в основном, как пастбища.
     Большие изменения в жизни поселения произошли после разгрома крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва. В эти края устремились русские. Именно они сыграли главную роль в дальнейшем экономическом и культурном развитии села, но название сохранилось неизменным – Мордовский Карай.
     Агрессию по отношению друг к другу не проявляла ни та ни другая национальная группа, жизнь протекала на равных условиях. Из- за совместной жизни русских и мордвы, произошло их смешение. Об этом свидетельствуют фамилии, которые наиболее распространены в селе: Сабаев, Калякин, Сидоров- мордовского происхождения; Болотников, Бессчётнов- русского.
     Особенности каждой деревни выражались в одежде, но и не только. Также это проявлялось и в разговоре. В разговоре карайских жителей ещё сохранилось своеобразие, но оно с каждым годом становится всё менее заметным. Особенность местного диалекта выражена в замене гласной Е на А, при этом звонкая согласная оглушается (например: чего – чаво) или гласная Е меняется на Я (например: не надо – ня надо). Очень распространено называть топку в печи – «голанка», от слова голландка, эта печь была позаимствована в Голландии.
     После отмены крепостного права крестьяне почувствовали небольшую свободу, в это время началось развитие села. Началось строительство мельниц, маслобоек, шерстобиток. Началось расслоение в деревне: некоторым досталась более плодородная почва, с выходом к водоёму. Начали появляться зажиточные крестьяне, торговцы, «кулаки». Община расслаивалась, росло недовольство, возмущения народа, многие жили в нищете из-за неудач (пожаров, засухи, падёжа скота и т. д.), некоторые терпели крушение из- за своей лени, но в основном наделы крестьян были настолько маленькими, что прокормить семью было практически невозможно.
     Народ в нашем селе был довольно свободолюбивым, трепетно защищал правду. Эта черта характера проявляется во многих событиях, происходивших в стране.     
     Довольно интересные записи обнаружены  о достопримечательностях улицы Ленина в альбомах  школьного краеведческого музея.  
     Заселение  улицы Ленина началось с бывшей Базарной. Площадь, на которой располагался рынок, находилась на этой улице.  На Базарной улице жили торговцы Максим Тимофеевич Тульцов, Щелов Тимофей Евсеевич, Вялушкин Андрей Кузьмич, богач Шустов жил в бывшем здании почты.  Кулак Бессчётнов Тимофей Григорьевич имел 90 га земли,  которую раздавал в аренду, его раскулачили. Позже на площади был построен сельский совет в 1908 г. (Из альбома школьного музея «История Ленинской улицы»).
     Со временем  улица Ленина становится всё более благоустроенной. В 1959 году строится Дом культуры. Колхоз «Советская Россия» в 1960 году построил начальную школу. В 1970 е годы строится двухэтажное здание, где разместилось правление колхоза «Советская Россия», позднее в этом здании расположился детский садик. В конце 90х годов работа садика была приостановлена, и только в 2002 году 31 декабря вновь открылся садик «Колокольчик», который гостеприимно встречает детишек и по сей день.
     В 1971 году на площади в центре села построен памятник воинам – односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, автор памятника – уроженец села Мордовский Карай – Нечкин Анатолий Семёнович. Это его дипломная работа. Он окончил Пензенское художественное училище имени Савицкого.   
     В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло 1200 человек, погибло 580, ветеранов к 1995 году осталось в живых 57 человек, а к 2003 году - только 24, к 2008 году - 14. К 2012 г.-2: Клюева Л.И. и Аленькин Н.П. Даже женщины из нашего села принимали участие в боевых действиях. Это были: Гурова М. Г., Веретенникова М. Т., Калякина А. П., Клюева Л. И., Бессчётнова А. И., Самородина К. К..

     Почта существовала до революции, а после революции была налажена и телеграфная связь.
     До революции медицинское обслуживание осуществлялось одним фельдшером за плату на дому.  В 50 - 60 годы имелся врачебный пункт и стационарная больница на 10 коек. Штат фельдшеров и медсестёр не менее 15 человек.
     Село Мордовский Карай – обыкновенное русское село. Стоит оно на левом берегу реки Карай. Село не обозначено на географической карте, в нём не происходило ничего необыкновенного, не растут у нас загадочные тропические леса, нет у нас бескрайних просторов моря, но и небольшая, спокойная речка, и растущий на берегу лес, и знакомые с детства улицы, и люди, такие родные и добрые, - всё это дорого, мило и незабываемо.

Настройка

Заказать сайт

ИП Масюков Д.А.

412270 р.п. Романовка Саратовской обл. Ленина 89

+7 906 310 6720

Контактная информация

412284 с. Мордовский Карай, Романовского района

Саратовской области ул. Ленина 74а

8(84544) 3-64-21